Главная / Новости / Российские электромобили: какие бывают и можно ли их купить?

Российские электромобили: какие бывают и можно ли их купить?

Как известно, российский автопром не особо балует потребителя новинками. Многие модели производится 8-10 и более лет, сдабривая гамму лишь бесконечными рестайлингами и создавая обширное поле деятельности для производителей разного рода тюнинга. А что касается электромобилей, то тут и вовсе не до доработок – многие проекты захлёбываются ещё до начала производства, а то, что всё же доходит до конвейера – практически не продаётся и производится исключительно малыми партиями. Попытаемся систематизировать, что же предлагает или предлагал в последние несколько лет российский рынок электромобилей, а что обещает в ближайшем будущем.

1. Lada Ellada

Период производства: 2012-2013 годы

Аккумулятор: литий-железо-фосфатный 23,7 кВт*ч
Двигатель: 60 кВт
Заявленный запас хода: 150 км
Ориентировочная стоимость: 960 тыс. руб

Пожалуй, единственный полноценный и мало-мальски серийный российский легковой электромобиль. Использует кузов и шасси Калины. Электродвигатель и сопутствующая бортовая электроника создана швейцарской фирмой MES, бортовое зарядное устройство также из Швейцарии, фирмы Brusa. Силовая батарея набрана из 79 компактных батарей китайской компании Thunder Sky (изначально предполагалось использовать российские аккумуляторы Лиотех).

Разработкой и продвижением проекта занимались заводские инженеры АвтоВАЗа, а также специалисты из Ставропольского края, куда и планировалось поставить первые 100 серийных экземпляров Эллады для работы в такси. Однако, из-за разногласий администрации края и таксопарка, были переданы только пять автомобилей. В дальнейшем около 40 экземпляров EL Lada были переданы в дилерскую сеть АвтоВАЗа как тестовые экземпляры, а ещё 40 позднее были проданы юр.лицам по себестоимости в 960 тыс. руб на особых условиях (без права продажи).

По отзывам из Кисловодска, заявленный пробег достижим только летом. При падении температуры ниже нуля, запас хода снижается примерно до 100 км, а при активном использовании бортовых потребителей энергии может снизиться и до 50 км.

2. Lada Vesta EV 

Период производства: 2016 год
Аккумулятор: литий-железо-фосфатный 26,1 кВт*ч
Двигатель: 60 кВт
Заявленный запас хода: 150+ км
Ориентировочная стоимость: от 3 млн руб

ЭлектроВеста – по сути доработанная Эллада в современном кузове. Но доработка весьма специфическая – по части тяговой батареи добавили лишь несколько элементов (используются те же аккумуляторы WB-LYP90AHA производства Thunder Sky) и их число увеличилось до 87, а общая ёмкость до 26 с хвостиком кВт*ч. Правда, и масса автомобиля выросла, поэтому в плане увеличения запаса хода «к успеху не пришли».

Интересно другое – часть элементов батареи весьма кустарно расположены в подкапотном пространстве, а задняя сборка не менее кустарно поселилась в стальном ящике под днищем безо всякой защиты. Куда и как всё это полетит при возможном ДТП – вопрос. Что и говорить – тестовый образец, на доводку которого придётся потратить многие миллионы рублей. Это если, конечно, появится заказчик. А пока он только один – электрическую Весту собрали для министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Поговаривают, что данный экземпляр в голубом цвете и с эксклюзивным салоном обошёлся в производстве около 10 млн рублей.

Стоимость же доведённых до ума серийных экземпляров может колебаться, по разным оценкам, от 3 до 8 млн руб. Кроме доводки самой модели, большим вопросом остаётся и производственный цех – его пока что нет в привычном смысле этого слова, а то что есть, скорее напоминает гараж с подъёмниками. Иными словами, Vesta EV – пока что только ходовой макет и не более.

3. Электромобиль Zetta 

Период производства: 2021 год (?)
Аккумулятор: литий-марганцевый, от 10 кВт*ч
Двигатель: от 15 кВт
Заявленный запас хода: от 180 км
Ориентировочная стоимость: от 540 тыс. руб

 

Весьма противоречивый и спорный проект, над которым не смеялся только ленивый. Теория – компактный электромобиль Зетта – это стеклопластиковый кузов на пространственной раме из труб, приводимый в движение мотор-колёсами собственной разработки. Предполагается продавать три комплектации: базовую с батареей 10 кВт*ч, базовую Плюс с батареей 20 кВт*ч и увеличенным запасом хода, а также максимальную Люкс с мотор-колёсами на задней оси и возможностью эмуляции систем ABS и курсовой стабилизации. Стоимость – от 540 тысяч рублей. Немного, вроде бы.

Однако, как водится, на практике все немного по-другому. На первых товарных моделях мощность ограничена 15 кВт, спереди вовсе не мотор-колёса, а центральный редуктор. Планка мощности выбрана неспроста – Зетту хотят сертифицировать вначале под категорию L7, то есть как квадроцикл. Судя по материалам автомобильных изданий, тест-драйв никого не впечатлил – удалось развить скорость всего 35 км/ч, управляемость весьма невнятная даже для самособранного электромобиля, а работу электромотора сопровождает весьма сильный вой. Но самые большие претензии возникли к качеству сборки – сварка рамы некачественная, стеклопластиковые детали установлены с дикими зазорами, парприз гуляет едва ли не от дуновения ветра. Задних кресел нет как таковых, вместо них просто мягкие накладки на пластмассовую основу, съезжающие в поворотах.

Но главное не это. Производство даже вот такого сырого продукта находится в подвешенном состоянии - уже потрачено более полумиллиарда рублей, в том числе и полученных при содействии Минпромторга. На запуск производства нужно еще около 100 млн рублей, которых пока нет.

4. Электромобиль Монарх. 

Период производства: 2021 год (?)
Аккумулятор: графен-магниевый, от 50 кВт*ч
Двигатель: от 100 кВт
Заявленный запас хода: от 500 км
Ориентировочная стоимость: от 1,5 млн руб

«Разработка будет проводиться в период с 2019 по 2021 годы силами российских и международных инженеров. Производственные мощности составят 20 000 автомобилей в год. Комплектация батареями любой емкости за счет телескопической центральной части. Штатная установка систем высокоскоростной передачи данных, автопилотирования и искусственного интеллекта. Модульная система замены батарей, запас хода до 500 километров. Штатная комплектация подвески с элементами для генерации электрической энергии, при движении вертикального хода подвески. MONARCH ведет активную разработку батарей на графеновых накопителях, что позволит в ближайшее время увеличить запас хода до 1000 км. Параллельно с разработкой автомобиля специалистами компании осуществляется разработка и формирование сети электрозаправочных станций и сервисных центров MONARCH по всему миру. Проект MONARCH объединил лучших Российских и мировых инженеров, и в 2021 году мы получим качественный, серийный автомобиль, которым будет гордиться вся Россия!»

Вот это да! И всё это всего от 1,5 млн руб. Похоже на правду? Конечно же нет. На портале Дром.ру есть несколько отличных мини-расследований о проекте Монарх и его идейном вдохновителе, чьи действия больше похожи на состав ст. 159 УК РФ, нежели на попытку создать прорывной российский электромобиль. Не говоря уже о том, что многие из заявленных технологий никому ещё не удавалось довести до серийных образцов даже в рамках испытательной лаборатории, не то что серийного производства. Тех же графеновых аккумуляторов, по словам специалистов, не существует, есть только опытные суперконденсаторы на его основе. Ну а комичная попытка презентации прототипа электромобиля Монарх в декабре 2019 года прошла… без самого прототипа. Фото его позже слили в сеть: по качеству сборки и технологиям даже Зетта выглядит вполне прилично на фоне Монарха, а в моторном отсеке обнаружилась б/у силовая установка от Nissan Leaf ZE0.

5. КамАЗ- 53198 «Чистогор» 

Период производства: 2023 год
Аккумулятор: литий-никель-марганец-кобальтовый, 156,6 кВт*ч
Заявленный запас хода: 100 км

Ну и наконец, электромобиль здорового человека. Правда, грузовой. Камский автозавод работает над созданием семейства электрических грузовиков. Первым станет КамАЗ «Чистогор», получивший индекс 53198. По сообщениям пресс-службы КАМАЗа серийное производство стартует в 2023 году, а в 2020-м пройдут дорожные испытания. «Электрический мусоровоз КАМАЗ-53198 оснащен современной мощной электрической силовой установкой и тяговыми батареями по технологии NMC с высокими показателями удельной ёмкости и мощности энергии. Также в автомобиле установлена система помощи водителю ADAS 3 уровня, класса City Pilot, разработанная специалистами Научно-технического центра КАМАЗа, что соответствует полуавтономному режиму движения автомобиля», – цитата Сергей Назаренко, главного конструктора инновационных автомобилей Научно-технического центра КамАЗа.













Отзывы клиентов


г.Павловская, Руденко Виктор Борисович, 29 сентября 2020 (Toyota Alphard 2002)


"* Февральский серпантин

Дорога кружит в сказке вечной
Подвох встречая поперечный
Приходится предаться Богу
Что «держит» встречную дорогу
*
Бесконечные, мелькают виражи
Подъёмы, со спуском достижимы
И впечатленье… никогда не кончится
Вокруг дожди, мелькает, словно молния
*
Со скал слетают галька, камни
Не предназначены программой
Деревья павшие, встречаем на пути
На скорости, их сложно обойти
*

Но дальше хуже, лепит снег
Не помешали б ..." Читать далее оберег или ночлег
Нюансы бытовые, движут лишь вперёд
А на пути аварии, страдает так народ
*
Мороз, встречает ближе к дому
Картина зимняя, но более знакома
И вдруг становится теплее
Ведь впереди родные стены
(12.02.2020 г)


*Повезло с Тобой

Тебе при жизни памятник поставить
Переживать и рисковать заставили
Где каждому смог угодить
Просторы магистралей бороздить
*
Улыбкой на лице цветёшь
Утопающих всегда спасёшь
И в положение войдёшь
Ответный вариант найдёшь
*
Не зря поверил я в Сибиряка
Чтоб получилось всё наверняка
Я подождал тебя из отпуска
Не делая в значеньях пропуска
*
Возглавил наши интересы и дела
К тебе молва тропинкой привела
Был вид авто лишь на картинке
Но морем «прелести» приплыли
*
И счастлив каждый по — иному
Хотя, как лезвием и по — живому
Но стены встретили родные
Отбросив напрочь все уныния

(10.02.2020 г)

Желаю тебе здоровья, счастья
Твою семью все обошли б ненастья
И климат южный был во славу
На юг приехал не напрасно

С уважением Р.В.Б."


г.Астрахань, Павел, 30 августа 2020 (Toyota Spade 2016)


"Хочу сказать спасибо Андрею за помощь в выборе машины, за заинтересованность в клиентуре. Машину покупал в самый пик кризиса. Впечатлило¸ с какой заинтересованностью Андрей подошёл к подбору машины и сопровождению покупки.
О самой машине. Рекомендую. За два месяца после покупки успел съездить в Ростов, в Кисловодск. Спейд оказался экономичным и достаточно шустрым на трассе. Оставляет приятное впечатление мягкость подвески — едешь как будто на RX 300-м. Из косяков машины всё прочитал ..." Читать далее до продажи, всё решаемо.
Большое спасибо фирме Фуджияма, тем более, что это не первая моя покупка в этой компании.
"


г.Новороссийск, Антон, 03 августа 2020 (Toyota Spade 4WD 2015)


"Спасибо Фудзияма-Трейдинг за отличную работу. Из-за нестабильного курса валюты уже было решился отказаться от идеи покупки автомобиля, но гибкий подход сотрудников Фудзияма-Трейдинг, а также компромисные решения, позволили взять отличный, практически новый, автомобиль по цене б/у. Отдельное спасибо Андрею, за умение вести дела и работу с клиентами.


г.Новороссийск, Михаил, 20 июля 2020 (Nissan Leaf 2018)


"Система обратной связи является одним из важнейших маркеров коммерческих и торговых отношений, что и послужило, в свою очередь, обращением в Компанию Фудзияма-Трейдинг. Компания, которая работает для клиента — это важнейший показатель компетентности и ответственности, что я и получил в итоге. Автомобиль подбирали под ряд критериев и из массы предложенных автомобилей, которые по ряду причин не смогли выиграть на аукционе, коллектив Фудзияма-Трейдинг и их партнеров в Японии, приложили ..." Читать далее максимум усилий для достижения необходимого результата, и в итоге — великолепный автомобиль Ниссан с четкой прозрачной историей, и отличным состоянием. Все договора и документация, платежные документы, читаемы, понятны, и более того все действия обсуждаются заранее с представителем Фудзияма-Трейдинг, в моем случае — Андреем. Работой Компании Фудзияма-Трейдинг я очень доволен, особенно Андреем так как, он оперировал весь процесс, от момента аукциона до получения автомобиля в Краснодаре.
Рекомендую обращаться в Фудзияма-Трейдинг и Вы не пожалеете."


Все отзывы